Можно ли извлечь выгоду из систем управления рисками и внутреннего контроля? Об управлении рисками говорят много. Активно и успешно применяют системы управления рисками Таможенная служба, Налоговая служба и другие органы. Чем обусловлен этот интерес – понятно: власть экономит ресурсы, отказавшись от массовых проверок бизнеса, и это касается каждого. Однако сфера управления рисками не ограничивается государственным и муниципальным управлением. В бизнесе многие управленческие решения предполагают поиск компромисса между риском и доходностью. В условиях неопределенности управление рисками позволяет принимать взвешенные решения на основе более полной и заблаговременно получаемой информации. Внутренний контроль – это важная составляющая управления рисками. Цели компании, ее внутренняя организация и среда, в которой она работает, находятся в постоянном развитии. Как следствие, риски, с которыми сталкивается компания, постоянно меняются. Надежная система внутреннего контроля зависит от тщательной и регулярной оценки характера и степени рисков, которым подвергается компания. Поскольку прибыль отчасти является вознаграждением за успешное принятие рисков в бизнесе, цель внутреннего контроля состоит в том, чтобы помочь надлежащим образом управлять рисками и контролировать их. В конечном итоге надежная система внутреннего контроля способствует достижению целей компании, сохранности инвестиций акционеров и активов компании. Внутренний контроль – процесс, осуществляемый советом директоров, менеджментом и остальным персоналом компании, предназначенный для обеспечения разумной уверенности касательно достижения целей в следующих категориях: эффективность и продуктивность операций; надежность финансовой отчетности; соблюдение законов и правил. Основные положения: внутренний контроль представляет собой процесс. Это средство для достижения цели [организации], а не самоцель; внутренний контроль зависит от людей. Он представляет собой не только политики, руководства и формы, но и людей на всех уровнях организации; внутренний контроль может обеспечить руководству лишь достаточную уверенность, но не абсолютные гарантии; внутренний контроль направлен на достижение целей в одной или нескольких отдельных, но пересекающихся категориях. Пять взаимосвязанных компонентов внутреннего контроля: контрольная среда; оценка рисков; контрольные процедуры; обмен информацией; мониторинг.