Новости компании

Как превратить прошлый опыт компании в драйвер развития бизнеса

Если вы управляете накопленными знаниями, то получаете ряд преимуществ перед конкурентами:
  • Улучшение коммуникаций с клиентами.
  • Вы знаете историю взаимодействия с ними и можете выстроить более персонализированное общение.
  • Снижение числа ошибок.
  • Каждый зафиксированный промах и способ его устранения помогает быстро выйти из критической ситуации, а в идеале в неё не попадать.
  • Повышение эффективности процессов.
  • И это одна из главных задач, которую решает управление знаниями.
Стоит ли сейчас направлять ресурсы на запуск системы сбора и обработки данных в компании?
Кажется, что время для этого неподходящее: нужны быстрые результаты, все трудятся в поте лица, и отвлекать специалистов на описание своих действий — неправильно.
Но в перспективе создание единой базы знаний намного облегчит жизнь:
  • Можно не опасаться, что ключевой сотрудник отдела продаж при увольнении оставит вас без контактов ВИП-клиентов. Или некому будет подхватить проект после ухода руководителя. 
  • Сокращается время адаптации сотрудников — а стоимость введения в курс дела новичка, как мы помним, составляет минимум 4-5 его окладов. 
  • Сокращается время на обработку часто задаваемых вопросов: по оформлению документов, оргструктуре, взаимодействию внутри подразделений, основному функционалу и т.п. 
Если ущерб от отсутствия нужной информации больше, чем затраты на формирование единой базы знаний, — вы знаете, что делать ;-)
А именно — пройти 5 шагов.

Шаг 1. Анализ проблемы

Понять, зачем именно вы создаёте такую систему, какую проблему хотите решить с её помощью.
Например, снизить внутренние временные издержки. По статистике, более 25% рабочего времени уходит на поиск нужной информации – документов, шаблонов, каталогов, презентаций и т. д., а не на собственно работу. 
Облачные хранилища не решают проблему, поскольку в них тут же начинают плодиться папки и файлы с названиями вроде «Отчёт», «Отчёт правки», «Отчёт финал» и т. д. Такой вариант является окончательным, догадаться можно в лучшем случае по дате создания документа. 
Единая, постоянно обновляемая корпоративная система управления знаниями исключает подобные ситуации – как и потерю информации в случае увольнения сотрудников, которые хранили свои уникальные знания на рабочем столе компьютера (а то и просто в собственной голове). 
Если вы проанализировали проблемы компании и убедились, что справиться с ними поможет именно управление знаниями, можно переходить к следующему этапу – выбору решения.

Шаг 2. Выбор решения

В первую очередь надо определиться, хотите ли вы выстраивать систему управления знаниями с нуля или приобрести готовую платформу. 
При этом не обязательно ограничиваться знаниями, родившимися внутри компании. Вы можете добавить готовые экспертные материалы по нужным направлениям.
Как, например, реализовано в нашем Корпоративном университете

Шаг 3. Внедрение системы управления знаниями и перенос информации

Само внедрение системы и начало работы занимают гораздо меньше времени, чем подготовительный этап, особенно в случае с коробочными решениями.
Само внедрение можно разделить на несколько этапов:
Унификация имеющейся информации 
Чаще всего у компании уже есть несколько баз знаний, созданных в разное время и с разными целями. Информация в них может частично дублироваться или уже потерять актуальность. Её необходимо проверить, обновить и объединить в единую базу. 
Сведения из этого универсального источника будут поступать во все каналы коммуникации: контакт-центр, отдел продаж, чат-боты и так далее. Для этого система управления знаниями должна, во-первых, выдавать информацию в ответ на все входящие запросы, вне зависимости от их количества, а во-вторых, забирать новую информацию из других источников, например, из CRM-системы компании.
Составление перечня внутренних заказчиков, понимание их требований 
Внутренние заказчики – это подразделения компании, которые будут пользоваться системой управления знаниями. К примеру, отдел продаж, департамент маркетинга и служба технической поддержки. У каждого будут свои требования к производительности и функциональности системы. 
Затем подсети, в которых находятся пользователи, объединяются в единое пространство, после чего обеспечивается сквозной доступ.
Перенос информации, её упаковка в шаблоны, уроки и статьи происходит только после того, как решены все инфраструктурные вопросы. 

Шаг 4. Обучение сотрудников

Само по себе знакомство с интерфейсом не представляет проблемы: чаще всего это строка ввода запроса, аналогичная привычным поисковикам. Сложнее привить новую культуру работы с информацией, преодолеть устоявшиеся стереотипы поведения.
Повысить мотивацию сотрудников пользоваться базой можно только одним способом: наглядно продемонстрировать плюсы управления знаниями, показать, что это не новшество ради новшества, а решение, способное по-настоящему облегчить жизнь всех конечных пользователей: от сотрудников компании до внешних клиентов.

Шаг 5. Оценка результатов

Эффективность системы управления знаниями – вполне измеримый показатель. Вот реальные данные, которых достигли компании после её запуска:
  • Сокращение времени удержания звонка на 5-10%.
  • Сокращение времени обучения новых сотрудников на 50%.
  • Экономия более 16 000 человеко-часов благодаря автоматическому обновлению базы знаний.
  • Сокращение количества ошибок сотрудников в 6-10 раз.
KPI и критерии оценки зависят от целей, которые вы ставили перед собой, специфики отрасли, а главное — проблемы, которую нужно было решить. Чёткое понимание бизнес-задач – обязательное условие, при котором управление знаниями действительно может стать настоящим драйвером для бизнеса.
Да, есть знания, опыт и навыки, которые, на первый взгляд, невозможно формализовать. Для реализации этой задачи важно понять её значимость, а также определить ценность такого навыка для организации. 
Часто трудности связаны с тем, что сотрудник, который обладает особым умением, не понимает, как его правильно систематизировать.Да он и не должен этого знать, чтобы выполнять свою повседневную работу. 
В таком случае работнику нужно помочь, приставив к нему другого сотрудника, который, наблюдая за действиями и задавая уточняющие вопросы, опишет навык и сделает его всеобщим достоянием. 
Помните, что если вы владеете информацией о процессах в компании, то владеете и миром в ней.