Новости компании

Критическое мышление

Что такое критическое мышление
Текущая реальность требует от нас нового типа мышления — гибкого и рационального. Без него мы будем тонуть в океане сомнительной, непроверенной и недостоверной информации; делать поспешные и необоснованные выводы и обобщения; принимать некорректные решения; смотреть на происходящие в мире процессы и явления поверхностно, воспринимать все искаженно, стереотипно, в черно‑белых тонах; становиться жертвой изощренных манипулятивных игр других людей.

Мышление нового типа и называется критическим

. Из чего же оно состоит?
  1. Анализ, интерпретация и оценка информации;
  2. Поиск логических ошибок и несоответствий;
  3. Формулировка обоснованных выводов;
  4. Применение результатов к решению проблем

Критическое мышление не равно критиканству, потому что воспринимать проблему объективно — не значит ввязываться в бесполезные споры. Оно имеет мало общего со «здравым смыслом», который формирует наше окружение — потому что даже большинство зачастую может ошибаться. Логика и рациональность критического мышления никак не мешают креативности: творчество всегда малопродуктивно, если не подключать критический взгляд на процесс.

И все-таки думать критически — это как? Никита Непряхин предлагает шесть критериев, которые легко запомнить с аббревиатурой ГЛОБУС. Каждая буква обозначает слово, которое является одним из ответов на вопрос «Как же мыслить критически?».
Г - Гибко
Л - Логично
О - Обоснованно
Б - Беспристрастно
У - Упорядоченно
С - Самостоятельно
Один из важнейших плюсов критического мышления — способность противостоять манипуляции. Давайте разберем, как быстро распознать, что кто-то использует нечестные приемы.

Признаки манипуляции

Манипуляция состоит из трех элементов:
  • Психологическое воздействие
  • . Манипуляторы ловко определяют слабые места жертвы и умело играют на чувствах и эмоциях. Рядом с ними жертва ощущает себя тревожно, незащищенно, подавленно и угнетенно. Из-за воздействия на эмоции жертва теряет способность спокойно анализировать ситуацию.

  • Насильственный характер. Манипулятор словно кукловод руководит своей жертвой, всегда против ее воли. Для него важно, чтобы она сама совершила нужное действие, либо приняла решение в его пользу. Например, жертва не хочет подписывать документы. Манипулятор будет давить на ее «болевые точки» (мнительность, робость, трусливость), и в итоге она сама решит подписать нужные ему бумаги.

  • Скрытый характер. Это ключевое свойство манипуляции. Манипулятор тайно воздействует на жертву, работает с ее слабыми местами и не делится своими мотивами, потребностями и чувствами. Поэтому открытые оскорбления называть манипуляцией нельзя: обзывательства сложно не заметить. Манипулятор может мучать свою жертву разными способами, например не разговаривать с ней долгое время. Когда она уточняет причину молчания, обидчик утверждает, что всё в порядке и не дает никаких объяснений.
Что делать, если вы заметили манипуляцию
Если жертва подозревает своего оппонента в манипуляции, ей нужно определить его цели и восстановить структуру воздействия:
  • Миф — так выглядит манипуляция для жертвы.
  • Цель — то, что хочет получить манипулятор от жертвы. По завершении манипуляции жертва что-то совершает либо принимает важное для агрессора решение. Определить цель помогают вопросы «Чего он хочет добиться своей манипуляцией?» или «Зачем он это говорит?».
  • Сценарий — линия поведения жертвы. Реакции бывают пассивные и активные: человек может заплакать либо начать активно противостоять. К любому из этих вариантов манипулятор готов, поэтому лучшая реакция — сломать его сценарий.
Так выглядит структура манипуляции «Плохой человек — плохой аргумент» из книги Никиты Непряхина:

Миф: «И это нам говорит человек с судимостью» или «Вы сначала приходите вовремя на встречи, а потом пытайтесь взять слово». Вероятнее всего, жертва высказала аргумент, который ставит под угрозу доводы манипулятора, отчего он начинает агрессивно нападать и обращать внимание на вещи, не имеющие отношения к сути спора.

Цель: Основная цель агрессора в этой манипуляции — нейтрализовать аргумент жертвы. Понять цель манипулятора она может с помощью вопроса «Чего он хочет добиться очернением меня?».

Сценарий: Манипулятор заранее продумал реакцию жертвы: он ждет, что она замолчит или уйдет (пассивная реакция), либо начнет активно протестовать и оправдывать себя (активная реакция), то есть отдалится от сути своего первоначального аргумента. Лучшее решение для жертвы в этой ситуации — сломать сценарий манипулятора вопросом: «Какое отношение моя пунктуальность имеет к нашему разговору?» Как отличить фейк от правды за 6 шагов
Если жертва подозревает своего оппонента в манипуляции, ей нужно определить его цели и восстановить структуру воздействия:
  • Изучайте новость целиком. Порядка 60% людей читают новости исключительно по заголовкам, они даже не заходят в основное тело статьи. 80% из тех, кто всё же заходит в тело статьи, читают только начало или конец, буллеты и другие выделенные элементы. Однако заголовок — далеко не главный месседж всей новости.

  • Изучите источник новости. Что это вообще за сайт? Стоит ли ему верить? Есть ресурсы, которые занимаются политической сатирой, или, например, сайты Fishki.net или Пикабу, которые репостят то, что набирает больше просмотров. Посмотрите, не маскируется ли портал под известный сайт. Иногда достаточно внимательного взгляда, чтобы понять, что перед вами помойка бредовых новостей.

  • Ищите первоисточник. Вам говорят, что ВОЗ провела исследования о том, что тмин, кофе, алкоголь или ещё что-то помогают предотвратить коронавирус. Зайдите на официальный сайт ВОЗ и посмотрите, есть ли такая информация на самом деле. Не нужно перелопачивать весь портал, достаточно ввести поисковое слово и посмотреть, содержат ли последние статьи или исследования такие данные.

  • Проверяйте автора. К сожалению, бывает, что даже авторитетный портал допускает ошибки, публикуя непроверенную работу — или это подход журналиста, который себе позволяет не просто констатировать факты, а добавлять еще свои комментарии и оценку. Посмотрите аналогичные работы. Иногда смотришь, что этот же автор делает публикации по уринотерапии, анализирует концерт Ольги Бузовой и думаешь: «Ну, какая-то очень странная специфика у этого журналиста».

  • Подумайте, кому это может быть выгодно. Любая новость, которая цепляет нас, всегда эмоциональна. Поэтому мы должны задаться вопросом: «А есть ли те, кому будет выгодно, чтобы мы поверили в эту новость и стали ее распространять?» Кому это может быть интересно? Нет ли здесь эмоционального окраса? Есть ли какая-то констатация фактов? Есть ли персональное личностное отношение?

  • Обратитесь к другим экспертам и источникам. В обычной жизни мы можем, если у нас есть какие-то знакомые, позвонить и сказать: «Вот ты эксперт по этому вопросу, как ты считаешь, стоит верить этой новости или нет?» Но, поскольку у нас сейчас все эксперты по коронавирусу, лучше обратиться к порталам, которые помогут проверить новость на фейковость.
CBG