Мотивация (в переводе с латинского – movere) означает двигать применительно к текущей ситуации «то, что двигает вперед». Существуют разные виды мотиваций, но суть их остается той же – движение, побуждение к действию. А также, что немаловажно, это способность удовлетворять свои потребности путем какой-либо деятельности. Мотивация – это побуждение у действия, на котором базируется работа любого человека. И даже в случае, когда в организации нет явно выраженной мотивации, все равно она может существовать неявно, в виде приверженности идеям, смыслам или являться частью культуры, субкультуры. Иными словами, мотивация присутствует всегда. Система мотивации – это комплекс материальных и нематериальных стимулов, призванный обеспечить качественный и производительный труд работников, а также привлечь в компанию наиболее талантливых специалистов и удержать их. Система мотивации призвана решать бизнес-задачи организации. Основная задача создания систем мотивации заключается в том, чтобы выработать и закрепить необходимое производственное поведение сотрудников. Два направления решения этой задачи:
Воздействие на существующие потребности сотрудников и их удовлетворение.
Создание тех потребностей, которые могут быть удовлетворены в рамках существующей системы. Не существует идеальной и абсолютно справедливой системы стимулирования персонала. Однако существуют простые правила, позволяющие любой системе быть более эффективной и действенной.
Система мотивации персонала должна быть: проста и понятна всем; прозрачна и публична; кроме того, максимально объективно учитывать результаты деятельности, квалификацию и т. д.; приниматься (утверждаться) коллегиально. Только при соблюдении этих правил у персонала компании формируется устойчивое мнение, что каждый сотрудник имеет возможность контролировать (в отдельных случаях даже самостоятельно просчитывать) результаты деятельности.
Требования к системе мотивации
Объективность: размер вознаграждения работника должен определяться на основе объективной оценки результатов его труда. Предсказуемость: работник должен знать, какое вознаграждение он получит в зависимости от результатов своего труда. Адекватность: вознаграждение должно быть адекватно трудовому вкладу каждого работника в результат деятельности всего коллектива, его опыту и уровню квалификации. Своевременность: вознаграждение должно следовать за достижением результата как можно быстрее (если не в форме прямого вознаграждения, то хотя бы в виде учета для последующего вознаграждения). Значимость: вознаграждение должно быть для сотрудника значимым.