Полезное для бизнеса

Мы разошлись: как общаться с бывшими партнёрами, сотрудниками, клиентами

Все мы люди, все мы человеки, потому неудивительно, что многое из личных отношений переносится в профессиональную сферу. А значит, и ошибки тут тоже очень похожие.
Такова наша природа — благосклоннее мы к тому или к тем, кого часто видели. На этом строится большинство рекламных проектов. Стоит миллион раз показать какой-то товар, и вот он уже кажется нам лучше остальных, даже если мы никогда им не пользовались.
Недалеко от этого ушли и отношения. Успешные случаи нас сегодня не интересуют. Поговорим о тех, кто разбежался, не нашёл общего языка и, казалось бы, навсегда закрыл этот вопрос. Кто-то расходится мирно и «полюбовно», кто-то громко хлопает дверью и делит ещё не нажитое имущество.
Отношения заканчиваются, но память-то остается. Заклинанием Забвения, как Гермиона Грейнджер, никто у нас не владеет. Отсюда и возникает желание «позвонить бывшим».

1. Он улетел, но обещал вернуться

Классический пример: всё выходит из-под контроля, новая команда не справляется, бизнес тоскливо вязнет и не развивается.
Что можно сделать в такой ситуации?
Кто-то решит так:
  • Пересмотреть подход, разработать удобные условия для новичков. В конце концов, самому вспомнить, каково это — быть простым сотрудником, и своим примером воодушевить остальных.
  • Искать нестандартные способы решения проблем, выбирать более экономичные варианты ведения дел.
  • Изменить качество и способы взаимодействия с клиентами, пересмотреть рекламные подачи.
А кто-то пойдёт по проторенному пути:
  • Позвонить бывшему сотруднику.
Та же история и с клиентами. Часто рука так и тянется запустить на них реактивацию — начать контактировать снова.
А почему бы и нет? Тут не нужно ничего объяснять, вы уже знаете друг о друге если не всё, то очень многое. Нет необходимости в притирке и всех этих неловкостях, которые обязательно сопровождают знакомство.
Одни плюсы! Или нет?
К сожалению, в реальности ничего хорошего из этого не получается. Вы же не просто так стали бывшими: претензии или причины конфликта никуда не делись И хорошо, если вам просто откажут, а ведь можно и вовсе попасть в черные списки и остаться без помощи.
Но как тогда? Звоните бывшим, когда у вас всё идёт в гору. И нет, не для того, чтобы похвастаться или что-то в этом духе. Наоборот, предложите вернуться на существенно лучших условиях. А старым партнёрам и клиентам можно дать уникальную скидку или даже подарок.

2. А знаете, каким он парнем был…

Бывают такие места, где новые всегда хуже предыдущих.
  • Раньше тут такой мастер работал — за полдня план выполнял!
  • А прошлый наш партнёр нам скидки делал за объём и вообще плюшки давал.
  • Эх, а предыдущий клиент покупал больше и скидок не просил.
Конечно, сравнения с бывшим не избежать, но делать это нужно аккуратно, тактично и лучше вообще про себя. Да и не стоит забывать, из-за чего вы всё-таки разошлись, если всё так было хорошо.
И для новых работников, партнёров или клиентов сравнения с бывшими будут обидными и оскорбительными.
Новички сразу почувствуют излишнее давление и собственную неполноценность. Нормальные поставщики просто перестанут работать с вами, а клиентам будет неприятно и продолжать сотрудничество им не захочется.

3. Мы потратили на него лучшие годы!

Про бывших лучше вообще не вспоминать, а если вспомнили, то говорите только хорошее. Даже если очень хочется сделать гадость — не надо.
Да, ваши пути разошлись, возможно, не в самый удобный для вас момент, но это не повод давать отрицательные характеристики или просто распускать сплетни.
Если сотрудник был хорошим, то вы себя же подставите, говоря неправду, а если он действительно так себе работник, то это и без вас быстро узнают.
К сожалению, у нас почему-то не принято хвалить после того, как отношения были разорваны. Но похвала — идеальный мостик к тому, чтобы в будущем вернуть этого сотрудника, если он действительно ценный.
Ну и в глазах остального коллектива это добавит вам несколько пунктов.
Помните, что взаимно не только плохое, но и хорошее.

4. Раздел имущества

Лучший вариант оставить худшее впечатление — заявить увольняющемуся работнику, что он остался ещё и должен. За тренинги, за подарки, за выданную форму. Тут уж каждый изгаляется как может.
Поставщики могут вставлять палки в колеса в надежде, что клиенты от них не уйдут.
Но правда в том, что после такого желание вернуться не только стремится к нулю, но и уходит в минус. Никому не нравится подобное поведение.

Реально ли сохранить нормальные отношения?

Вообще-то да. И даже довольно легко. Можно встретить множество примеров, когда бывшие остаются друзьями, дружат семьями, мило и непринужденно общаются. И в этом нет ничего противоестественного.
Нужно всего лишь уважать друг друга, чувствовать границы и быть адекватными.
Работодателю в отношениях с клиентами, партнёрами и сотрудниками может помешать лишь жадность, страх и нежелание принимать правду. Нужно быть честными прежде всего с самими собой и видеть свои недостатки и косяки.
Репутация важна. Если вы хотите оставаться такой компанией, в которую мечтают вернуться, то и ведите себя соответствующе.
Автор: Ирина Иткинд
Источник: https://e-mba.ru/knowledge-base