МСФО-портал

МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» (Accounting for government grants and disclosure of government assistance)

Основная цель

МСФО 20 регулирует учет и раскрытие информации о государственных субсидиях и других видах государственной помощи.

Сфера применения

  • Данный стандарт применяется к учету государственных субсидий (government grants) и раскрытию прочей государственной помощи (government assistance).
  • Стандарт делает четкое различие между государственными субсидиями и государственной помощью в целом.
  • Государственная помощь — это действия государства, направленные на предоставление какой-либо экономической выгоды (economic benefits) определенной организации или ряду организаций, отвечающих определенным критериям.
  • Государственная субсидия — это помощь государства в виде передачи компании ресурсов в обмен на соблюдение в прошлом или в будущем определенных условий, связанных с операционной деятельностью организации.
  • Государственные субсидии являются одним из видов государственной помощи, которые отличает возможность их разумно оценить и которые могут быть отделены от обычных коммерческих операций компании
  • Государственные субсидии включают в себя также субсидии, относящиеся к активам, — такие субсидии, основное условие которых состоит в том, что организация, удовлетворяющая требованиям по их получению, должна купить, построить или иным образом приобрести долгосрочные активы. Могут существовать также дополнительные условия: вид активов или их местонахождение, либо периоды, в течение которых их следует приобрести или удерживать.
  • Государственные субсидии включают в себя также условно-безвозвратные займы, не подлежащие обязательному возвращению при выполнении определенных предписанных условий. При этом должна иметься уверенность в том, что предприятие выполнит условия прощения кредита.
  • Данный стандарт не применяется к следующим вопросам:
- государственной помощи, предоставленной в виде льгот при определении налогооблагаемой прибыли или налоговых убытков (регулируется МСФО (IAS 12) «Налоги на прибыль»). Например, налоговые каникулы, инвестиционные налоговые вычеты, налоговые вычеты по ускоренной амортизации и снижение ставок налога на прибыль;
- особенных вопросов, возникающих при отражении государственных субсидий в финансовой отчетности, отражающей влияние изменения цен, или в составе дополнительной информации аналогичного характера;
- участие государства в капитале компании;
- государственные субсидии, регулируемые МСФО (IAS) 41 «Сельское хозяйство».

Учет государственных субсидий

Государственные субсидии (в том числе немонетарные субсидии по справедливой стоимости) признаются, только когда есть достаточная уверенность в том, что:
  • компания выполнит все условия, связанные с ними;
  • субсидии будут получены.
Выгода, получаемая от займа, предоставленного государством по ставке процента ниже рыночной, учитывается как государственная субсидия. Выгода оцениваться как разница между первоначальной балансовой стоимостью займа, определенной в соответствии с МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты»), и поступившими средствами. При этом организация должна идентифицировать затраты, которые выгода, получаемая от займа, должна компенсировать.
Государственные субсидии признаются в составе прибыли или убытка на систематической основе на протяжении периодов, в которых организация признает в качестве расходов соответствующие затраты, для компенсации которых предназначались данные субсидии.
Логика подхода

КМСФО выбрал принцип отражения государственных субсидий как доход, а не как напрямое увеличение капитала, по следующим причинам:

  • государственные субсидии являются поступлениями из источника, отличного от акционеров;
  • государственные субсидии редко бывают безвозмездными. Организация зарабатывает их посредством соблюдения связанных с ними условий и выполнения предусмотренных обязанностей. Соответственно, их следует признавать в качестве дохода и соотносить с соответствующими затратами;
  • государственные субсидии являются продолжением фискальной политики и должны быть отражены также, как налог на прибыль и другие налоги, в составе прибыли или убытка.
Государственные субсидии, полученные как компенсация уже понесенных расходов или убытков, или для немедленной финансовой поддержки без будущих затрат, должны быть признаны как доход того периода, в котором она подлежит получению (с раскрытием информации, обеспечивающей четкое понимание ее влияния).
Государственные субсидии, которые относятся к доходу, отражаются либо отдельно, либо в составе общей статьи «Прочие доходы» или вычитаются из соответствующих расходов.
Государственные субсидии в виде немонетарных активов, таких как земля и прочие ресурсы, обычно учитываются по справедливой стоимости. При этом, разрешен альтернативный подход — учет по номинальной стоимости.
Субсидии, относящиеся к активам, могут быть представлены:
  • в качестве отложенного дохода (который признается в составе прибыли или убытка на систематической основе в течение срока полезного использования актива);
  • путем вычитания при определении балансовой стоимости актива (признается в составе прибыли или убытка в течение срока использования амортизируемого актива в качестве уменьшения расходов по амортизации).
Если субсидия становится возвратной, это должно расцениваться как изменение в оценке (МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки»). Возврат первоначальной субсидии, относящейся к доходу, сначала должен быть произведен за счет соответствующей несамортизированной величины отложенного дохода, отраженного в отношении данной субсидии, и, в случае превышения, должен признаваться в составе прибыли или убытка.
Возврат субсидии, полученной в виде актива, должен быть учтен за счет увеличения балансовой стоимости актива или уменьшения сальдо отложенного дохода на сумму, подлежащую возврату. Сумма дополнительной накопленной амортизации должна быть признана в составе прибыли или убытка.

Раскрытие информации о государственных субсидиях

Следующая информация должна быть раскрыта:
  • учетная политика, принятая для государственных субсидий, включая методы представления в балансе;
  • характер и величина субсидий, признанных в финансовой отчетности, а также указание на другие формы государственной помощи, от которых организация получила прямую выгоду;
  • невыполненные условия и прочие возможные обстоятельства, связанные с признанной субсидией.

Государственная помощь

В отчетности требуется раскрытие информации о значительной прочей государственной помощи, которая не попадает в определение государственной субсидии. Например, бесплатные технические или маркетинговые консультации и предоставление гарантий, государственная закупочная политика.
МСФО кратко